Программа воспитателя

1

Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………………..........c.3
2. Особенности воспитательного процесса в ДОУ…………………………..........c.4
3. Цель и задачи воспитания..........................................................................................с.5
4.Виды, формы и содержание воспитательной деятельности....................................с.8
4.1.Модуль «Ключевые общие дела ДОУ»...............................................................с.9
4.2. Модуль «Воспитатель»........................................................................................с.10
4.3.Модуль «Кружковая деятельность»....................................................................с.11
4.4.Модуль «Организация образовательной деятельности».................................с.11
4.5.Модуль «Самоуправление»..................................................................................с.12
4.6.Модуль «Экскурсии и экологические тропы»....................................................с.12
4.7. Модуль «Медиа ДОУ».........................................................................................с.13
4.8. Модуль «Организация предметно-развивающей среды».................................с.13
4.9. Модуль «Работа с родителями».......................................................................... с.14
4.10.Модуль «Творческие соревнования».................................................................с.15
4.11.Модуль «Праздники»...........................................................................................с.15
4.12.Модуль «Фольклорные мероприятия»...............................................................с.16
5.Основные направления самоанализа воспитательной работы................................с.16
Приложение 1..................................................................................................................с.17

2

1. Пояснительная записка.
Программа воспитания муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по социально-личностному развитию детей города Бокситогорска» (далее
Программа) определяет содержание и организацию воспитательной работы в
муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 1
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социальноличностному развитию детей города Бокситогорска» (далее ДОУ) и является
обязательным компонентом основной образовательной программы дошкольного
образования ДОУ. Программа воспитания ДОУ разработана в соответствии с:
1.Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в
Российской Федерации»(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020).
2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. No
1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования».
3. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
(далее –Указ Президента РФ).
4.Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации,
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г.
№1726-р.
5. СанПиН 2.3/2.4.3590-2О "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и
норм "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания
населения" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 27 октября 2020 г. №32).
6.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р).
7.Государственная программа РФ «Развитие образования» (2018 -2025 годы).
утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. №
1642.
8.Национальный проект «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте
Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).
9.Федеральным закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся».
Программа воспитания является обязательным компонентом основной образовательной
программы, реализуемой в ДОУ и призвана помочь всем участникам образовательных
отношений реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности. В центре
Программы воспитания находится личностное развитие воспитанников ДОУ и их
приобщение к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам
поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить взаимодействие воспитания в дошкольном
образовательном учреждении и воспитания в семьях детей от 1,5 лет до 7лет. К Программе
прилагается календарный план воспитательной работы.

1. Особенности воспитательного процесса в ДОУ
3

В ДОУ образовательный процесс осуществляется в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования,
утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее –ФГОС
ДО). В связи с этим обучение и воспитание объединяются в целостный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе
правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Основной целью педагогической работы ДОУ является формирования общей
культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования
предпосылок учебной деятельности.
Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра широко
используется как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство и
метод развития, воспитания и обучения в других организационных формах.
Приоритет отдается творческим играм (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные,
игры-драматизации и инсценировки, игры с элементами труда и художественной
деятельности) и игры с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные,
хороводные т.п.). Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности
воспитанников. Ее содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний,
умений и навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности,
инициативы, организаторских способностей, а также от имеющейся материальной базы
и качества педагогического руководства. Организованное проведение этой формы
работы обеспечивается как непосредственным, так и опосредованным руководством со
стороны воспитателя. Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в
свободные часы (во время утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на
свежем воздухе. Она организуется с целью активизации пассивных воспитанников,
организации дополнительных занятий с отдельными детьми, которые нуждаются в
дополнительном внимании и контроле, например, часто болеющими, хуже
усваивающими учебный материал при фронтальной работе и т.д.
Воспитательный процесс в ДОУ организуется в развивающей среде, которая образуется
совокупностью природных, предметных, социальных условий и пространством
собственного «Я» ребенка. Среда обогащается за счет не только количественного
накопления, но и через улучшение качественных параметров: эстетичности,
гигиеничности, комфортности, функциональной надежности и безопасности,
открытости изменениям и динамичности, соответствия возрастным и половым
особенностям детей, проблемной насыщенности и т.п. Воспитатели заботятся о том,
чтобы дети свободно ориентировались в созданной среде, имели свободный доступ ко
всем его составляющим, умели самостоятельно действовать в нем, придерживаясь норм
и правил пребывания в различных помещениях и пользования материалами,
оборудованием. Значительное внимание в воспитании детей уделяется труду, как части
нравственного становления. Воспитательная деятельность направлена на формирование
эмоциональной готовности к труду, элементарных умений и навыков в различных видах
труда, интереса к миру труда взрослых людей. Важным аспектом является
индивидуальный и дифференцированный подход к детской личности (учет интересов,
предпочтений, способностей, усвоенных умений, личностных симпатий при постановке
трудовых заданий, объединении детей в рабочие подгруппы и т.д.) и моральная мотивация
детского труда.
Для ДОУ важно интегрировать семейное и общественное дошкольное воспитание,
сохранить приоритет семейного воспитания, активнее привлекать семьи к участию в
учебно-воспитательном процессе. С этой целью проводятся родительские собрания,
консультации, беседы и дискуссии, круглые столы, тренинги, викторины, дни
открытых дверей, родительские клубы, просмотры родителями отдельных форм работы
4

с детьми, кружки, применяются средства наглядной пропаганды (информационные
бюллетени, родительские уголки, тематические стенды, фотовыставки и др.), привлекаются
родители к проведению праздников, развлечений, походов, экскурсий и др.
2. Цель и задачи воспитания
Современный национальный воспитательный идеал —это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как
свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на
базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир,
знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в ДОУ,
проявляющееся:
 в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе
этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
 в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в
развитии их социально значимых отношений);
 в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в
приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка
единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития
его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности
ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество,
партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
В воспитании детей дошкольного возраста приоритетом является создание
благоприятных условий для формирования первичных ценностных представлений;
воспитания способности к общению, целенаправленности и саморегуляции;
формирования социальных представлений, умений и навыков; навыков
самообслуживания, приобщения к труду; формирование основ безопасности;
становление ценностей ЗОЖ. Конкретизация общей цели воспитания применительно к
возрастным особенностям дошкольников позволяет выделить в ней следующие целевые
приоритеты, которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях
дошкольного образования:
1.В воспитании детей первой группы раннего возраста (1-2 года)таким приоритетом
является создание благоприятных условий для формирования у дошкольников
элементарных навыков культурного поведения, а также культурно-гигиенических
навыков и навыков самообслуживания. Выделение данного приоритета связано с
особенностями детей раннего возраста: с их стремлением к самостоятельности, т.е.
стремлением включаться в режимный процесс, научиться соответствовать
предъявляемым для данного возраста нормам и правилам поведения.
Формирование их станет базой для развития социально значимых отношений и на
следующих возрастных этапах. К наиболее важным из них относятся следующие:
 уметь мыть руки перед едой и по мере загрязнения;
 регулировать собственные физиологические отправления;
 под контролем взрослого снимать и надевать определенную одежду;
 правильно вести себя за столом;
 спокойно разговаривать в группе, не шуметь в спальне;
 слушать взрослого, выполнять его указания, помогать;
 уметь здороваться, прощаться, благодарить;
 не мешать игре сверстника, не отнимать игрушки, делиться ими, уметь
5

подождать;
 обращать внимание на играющего рядом товарища, сочувствоватьплачущему.
2.В воспитании детей второй группы раннего возраста (2-3 года) таким
приоритетом является создание благоприятных условий для самоидентификации
ребенка, накопления опыта доброжелательных отношений со сверстниками,
формирования у него основ произвольного поведения. Выделение данного
приоритета связано с особенностями детей раннего возраста: количество
понимаемых слов значительно возрастает, речь становится средством общения со
сверстниками. Однако для детей этого возраста характерна неосознанность
мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуаций. Дети легко
заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает
складываться произвольное поведение. У детей начинают формироваться элементы
самосознания. Завершается ранний возраст кризисом трёх лет. Кризис часто
сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством,
нарушением общения со взрослыми. Исходя из этого важно обратить внимание на:
 формирование у детей элементарных представлений о себе;
 формирование отрицательного отношения к грубости, жадности;
 умение играть не ссорясь, помогать друг другу;
 формирование эмоциональной отзывчивости на состояние близких людей
(пожалеть, посочувствовать);
 посильное участие в общих групповых мероприятиях;
 умение спокойно вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не бегать,
выполнять просьбы взрослого;
 выполнение простейших трудовых действий;
 проявление интереса к деятельности взрослых.
3.В воспитании детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) таким приоритетом
является создание благоприятных условий для возможности усвоения детьми норм и
правил поведения, развития самооценки, воображения, преодоления противоречия между
желанием и возможностями ребенка выполнять общественную функцию.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего дошкольного
возраста: в этом возрасте развиваются память, внимание, воображение, начинает
складываться сознательное управление поведением. Взаимоотношения детей
обусловлены нормами и правилами, в результате целенаправленных действий они
способны усвоить относительно большое количество норм, которые выступают
основанием для оценки собственных действий и действий других людей. Однако дети
этого возраста охотнее играют рядом, чем активно вступают во взаимоотношения.
Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определённой
общественной функции. Ребенок проявляет желание выполнять такую же функцию,
что успешно реализуется игровой деятельности. К наиболее важным аспектам этого этапа
относятся следующие:
 развитие положительной самооценки;
 формирование правильной оценки хороших и плохих поступков;
 проявление уважительного отношения не только к своей семье, но и к
сотрудникам детского сада, их труду;
 умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной
совместной игре;
 проявление эмоциональной отзывчивости; проявление таких качеств, как
доброта, дружелюбие;
 первичные проявления целенаправленности, умения находить себе интересное
занятие;
 самостоятельное выполнение элементарных поручений. Знание младшим
дошкольником данных социальных норм и традиций, понимание важности
6

следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку
облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему
систему общественных отношений.
4.В воспитании детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) приоритетом является
создание благоприятных условий для дальнейшего развития образа Я, развития образного
мышления и воображения, реального и ролевого взаимодействияв игровой
деятельности. Выделение данного приоритета связано с особенностями детей среднего
дошкольного возраста: в этом возрасте у детей формируется потребность в уважении
со стороны взрослого. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются
постоянные партнеры по играм. Игровые действия начинают выполняться не ради них
самих, а ради смысла игры. Появляется конкурентность, что ведет к развитию образа
Я ребенка, его детализации. Общение ребёнка со взрослым носит познавательный
мотив. Информация, которую ребёнок получает в процессе общения,
может быть сложной для его понимания, но вызывает у него интерес. Формирование
умения
строить отношения на этом этапе станет базой для развития социально значимых
отношений и на следующих возрастных этапах. Исходя из этого необходимо:
 продолжать формировать образ Я;
 продолжать формировать традиционные гендерные представления;
 воспитывать в ребёнке самоуважение, чувство собственного достоинства,
уверенность в себе, в том, что его любят, что он хороший;
 способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению и
нарушению моральных норм;
 учить детей содержательно и доброжелательно общаться со сверстниками;
 поощрять детей к совместному выполнению проектов;
 развивать интерес к сюжетно-ролевым играм.
5.В воспитании детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) приоритетом является
создание благоприятных условий для освоения детьми социальных отношений, а также
развития причинного мышления, формирования схематизированных и комплексных
представлений, представлений о цикличности изменений. Выделение данного приоритета
связано с особенностями детей старшего дошкольного возраста: в этом возрасте дети
начинают понимать подчиненность позиции в различных видах деятельности взрослых,
одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении
ролей могут возникать конфликты. Исходя из этого важно:
 расширять представления ребенка об изменениях позиции в связи с
взрослением;
 воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и
противоположного пола;воспитывать дружеские взаимоотношения;
 продолжать формировать умение оценивать свои и чужие поступки;
воспитывать стремление к честности и справедливости; стремление
«поступать хорошо»;
 учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи.
6.В воспитании детей подготовительного к школе возраста (6-7 лет) приоритетом является
недопущение стереотипности детских образов путём ограничения многочисленных
влияний, в том числе средств массовой информации, создание благоприятных условий
для достижения высокого уровня познавательного и личностного развития,
приобретения опыта конструктивного общения и взаимодействия с партнерами.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей подготовительного к
школе возраста: в этом возрасте игровые действия детей становятся более сложными,
обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Внимание
дошкольников становится произвольным. У детей развиваются диалогическая и некоторые
7

виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается
дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением форм
позитивного общения с людьми, развитием половой идентификации, формированием
позиции школьника. Понимая особенности этого периода, важно:
 развивать представление о временной перспективе личности, об изменении позиции
с возрастом; воспитывать нацеленность на дальнейшее обучение; воспитывать
осознанное отношение к своему будущему;
 формировать отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи;
 развивать потребность участвовать в общих для группы событиях, проектной
деятельности;
 воспитывать организованность, дисциплинированность; развивать волевые
качества;
 расширять представления детей об их обязанностях, в связи с подготовкой к школе.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными
особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих
общей цели воспитания. Приоритет —это то, чему педагогам, работающим с
дошкольниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять большее, но не
единственное внимание. Достижению поставленной цели воспитания дошкольников
будет способствовать решение следующих основных задач:
 развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных,
эстетических качеств; создание благоприятных условий для гармоничного
развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными, гендерными,
индивидуальными особенностями и склонностями;
 формирование общей культуры личности, в том числе ценностей здорового и
устойчивого образа жизни, инициативности, самостоятельности и
ответственности, активной жизненной позиции;
 развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
 организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми,
взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и
идеалов, прав свободного человека;
 воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
 воспитание чувства собственного достоинства в процессе освоения разных
видов социальной культуры, в том числе и многонациональной культуры
народов России и мира, умения общаться с разными людьми;
 формирование навыков безопасного поведения и основ безопасности собственной
жизнедеятельности;
 формирование основ экологической культуры;
 приобщение к доступной трудовой деятельности, воспитание положительного
отношения к труду;
 объединение воспитательных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе
традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление
партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической
поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах воспитания, развития и образования детей. Планомерная реализация
поставленных задач позволит организовать в ДОУ интересную и событийно
насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом
профилактики антисоциального поведения дошкольников.
4. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
8

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы ДОУ. Каждое из них представлено в
соответствующем модуле.
4.1.Модуль «Ключевые общие дела ДОУ»
Ключевые дела –это главные традиционные общие дела ДОУ, в которых принимает
участие большая часть воспитанников и которые обязательно планируются, готовятся,
проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это не набор календарных
праздников, отмечаемых в ДОУ, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и
значимых для дошкольников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив.
Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых,
способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к
происходящему в ДОУ. Введение ключевых дел в жизнь ДОУ помогает преодолеть
мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий,
организуемых педагогами для детей. Для этого в образовательной организации
используются следующие формы работы
На уровне социума:
 социальные проекты –ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые
дошкольниками и педагогами комплексы дел, ориентированные на преобразование
окружающего ДОУ социума.
 участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и
международным событиям.
На уровне ДОУ:
 общие праздники –ежегодно проводимые творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и
педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все группы ДОУ.
 торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом воспитанников в
следующую возрастную группу, символизирующие приобретение ими новых
социальных статусов в ДОУ и развивающие образ Я, его детализацию.
 церемонии награждения (по итогам года) дошкольников и педагогов за активное
участие в жизни ДОУ, защиту чести ДОУ в конкурсах, соревнованиях,
олимпиадах, значительный вклад в развитие ДОУ. Это способствует поощрению
социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений
между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и
уважения друг к другу.
На уровне групп:
 участие групп в реализации общих ключевых дел ДОУ;
На индивидуальном уровне:
 вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела ДОУ в одной из
возможных для них ролей;
 наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки и проведения
ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими
дошкольниками, с педагогами и другими взрослыми;
 при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через
включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать
хорошим примером для ребенка.

4.2. Модуль «Воспитатель»
9

Осуществляя работу с группой, воспитатель организует работу с коллективом группы;
индивидуальную работу с воспитанниками своей группы; работу с родителями
воспитанников или их законными представителями.
Работа с коллективом группы:
 инициирование и поддержка участия группы в общих ключевых делах ДОУ,
оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении;
 организация интересных и полезных для личностного развития ребенка
совместных дел воспитателя с воспитанниками вверенной группы
(познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной,
творческой, профориентационной направленности), позволяющих с одной
стороны, –вовлечь в них детей с самыми разными потребностями, и тем самым дать
им возможность самореализоваться в них, а с другой, –установить и упрочить
доверительные отношения с воспитанниками, стать для них значимым взрослым,
задающим образцы поведения в обществе;
 проведение «утреннего» и «вечернего круга» как формы плодотворного и
доверительного общения педагога и дошкольников, основанного на принципах
уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции
каждого ребенка в беседе, предоставления дошкольникам возможности
обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания
благоприятной среды для общения.
 сплочение коллектива группы через: игры на сплочение; походы и семейные
экскурсии, организуемые воспитателями и родителями; празднования в группе дней
рождения детей, включающие в себя подготовленные детскими микрогруппами
поздравления, сюрпризы, творческие подарки;
 выработка совместно с воспитанниками правил группы, помогающих детям
освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в ДОУ.
Индивидуальная работа с воспитанниками:
 изучение особенностей личностного развития воспитанников вверенной группы
через наблюдение за поведением дошкольников в их повседневной жизни, в
специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих
ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем
или иным нравственным проблемам;
 поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений со сверстниками, выбор занятия и т.п.), когда
каждая проблема трансформируется воспитателем в задачу для дошкольника,
которую они совместно стараются решить;
 индивидуальная работа с воспитанниками группы, направленная на заполнение их
личных портфолио;
 коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или
законными представителями, с другими воспитанниками группы;
Работа с родителями воспитанников или их законными представителями:
 регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их детей, о жизни
группы в целом;
 помощь родителям дошкольников или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией и специалистами ДОУ;
 организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения
наиболее острых проблем образования и воспитания дошкольников;
 создание и организация работы родительских советов групп, участвующих в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и
образования их детей;
 привлечение членов семей воспитанников к организации и проведению дел группы.
10

4.3.Модуль «Кружковая деятельность»
Воспитание на занятиях кружковой деятельности осуществляется преимущественно
через:
 вовлечение воспитанников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально
значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития
социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых
делах;
 формирование в кружках детско-взрослых сообществ, которые могли бы
объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
 создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;
 поддержку в детских объединениях воспитанников с ярко выраженной лидерской
позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально
значимых традиций;
 поощрение педагогами детских инициатив. Реализация воспитательного потенциала
кружковой деятельности происходит в рамках следующих выбранных
дошкольниками ее видов:
Познавательная деятельность. Кружковая деятельность, являющаяся средством для
интеллектуального развития дошкольников, направленная на воспитание социальноактивной личности, формирует навыки общения и сотворчества, формирует
познавательную активность.
Художественное творчество. Кружковая деятельность, создающая благоприятные
условия для самореализации дошкольников, направленная на раскрытие их творческих
способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание
ценностного отношения дошкольников к культуре и их общее духовно-нравственное
развитие.
Туристско-краеведческая деятельность. Кружковая деятельность, направленная на
воспитание у дошкольников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на
развитие самостоятельности и ответственности дошкольников, формирование у них
навыков самообслуживающего труда.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Кружковая деятельность, направленная на
физическое развитие дошкольников, развитие их ценностного отношения к своему
здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности,
формирование установок на защиту слабых.
4.4. Модуль «Организация образовательной деятельности»
Реализация педагогами ДОУ воспитательного потенциала организованной образовательной
деятельности предполагает следующее:
 установление доверительных отношений между воспитателем и
воспитанниками вверенной ему группы, способствующих позитивному
восприятию воспитанников требований и просьб педагога, привлечению их
внимания к предоставляемой информации, активизации их познавательной
деятельности;
 побуждение воспитанников соблюдать общепринятые нормы поведения, правила
общения с педагогами и сверстниками;
 использование воспитательных возможностей содержания организованной
образовательной деятельности через демонстрацию детям примеров
ответственного поведения, проявления человеколюбия и добросердечности,
11







через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в группе;
применение во время организованной образовательной деятельности
интерактивных форм работы воспитанников: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию дошкольников; дидактического театра,
где полученные знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,
которые дают дошкольникам возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат
дошкольников командной работе и взаимодействию с другими детьми; проведение
организованной образовательной деятельности в форме игрового взаимодействия,
которое помогает поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в группе, помогает установлению
доброжелательной атмосферы во время занятия;
организация шефства мотивированных (и показывающих высокие результаты в той
или иной области) воспитанников над одногруппниками, имеющим трудности в
достижении высоких результатов продуктивной, игровой или иной деятельности,
дающего дошкольникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной
помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности дошкольников в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских
проектов, что даст дошкольникам возможность приобрести навык
самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и
оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим
идеям, навык публичного выступления перед аудиторией.

4.5. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в детском саду помогает педагогам воспитывать в
детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство
собственного достоинства, а дошкольникам –предоставляет широкие возможности для
самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни.
Детское самоуправление в ДОУ осуществляется следующим образом:
На уровне групп:
 через деятельность выборных по инициативе и предложениям воспитанников
группы лидеров (например, дежурных, «Лучший дня»);
На индивидуальном уровне:
 через вовлечение дошкольников в планирование, организацию, проведение и
анализ общих групповых дел;
 через реализацию дошкольниками, взявшими на себя соответствующую роль,
функций по контролю за порядком и чистотой в уголках активности, уходом за
групповой комнатой и т.п.
4.6. Модуль «Экскурсии и экологические тропы»
Экскурсии и экологические тропы помогают дошкольнику расширить свой кругозор,
получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде,
научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт
социально одобряемого поведения в различных ситуациях. На экскурсиях, экологических
тропах, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у дошкольников
самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков
самообслуживающего труда. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках
следующих видов и форм деятельности:
12





регулярные пешие прогулки, экскурсии, организуемые воспитателями и
родителями дошкольников: в музей, в лес, в парк, на предприятие, на природу
(проводятся как интерактивные занятия с распределением среди дошкольников
ролей и соответствующих им заданий, например: «фотографов», «разведчиков»,
«гидов», «корреспондентов» и т.п.);
экскурсии–вахты памяти, организуемые к местам боев Великой отечественной
войны;

4.7. Модуль «Медиа ДОУ»
Цель медиа ДОУ –развитие коммуникативной культуры дошкольников, формирование
навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой инициативы и пространства
детской реализации. Воспитательный потенциал медиа ДОУ реализуется в рамках
следующих видов и форм деятельности:
 стенгазета ДОУ для дошкольников и родителей, на страницах которой размещаются
материалы наиболее интересных моментов жизни ДОУ, популяризация общих
ключевых дел ДОУ, кружков, секций;
 медиацентр ДОУ –осуществление видеосъемки и мультимедийного
сопровождение праздников, конкурсов, спектаклей; занятий;
 интернет-группа ДОУ и групп ДОУ-добровольное сообщество родителей
воспитанников и педагогов, поддерживающее интернет-группу ДОУ в социальных
сетях с целью освещения деятельности образовательной организации в
информационном пространстве и организации виртуальной диалоговой площадки,
на которой педагогами и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для
ДОУ вопросы;
 киностудия ДОУ, в рамках которой создаются ролики, клипы, осуществляется
монтаж познавательных, документальных фильмов, с акцентом на этическое,
эстетическое, патриотическое просвещение аудитории;
4.8. Модуль «Организация предметно-развивающей среды»
Окружающая ребенка предметно-развивающая среда ДОУ, при условии ее грамотной
организации, обогащает внутренний мир ребенка, способствует формированию у него
чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает
настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию
ребенком ДОУ. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы
работы с предметно-развивающей средой ДОУ как:
 оформление интерьера помещений ДОУ(лестничных пролетов, коридоров,
групповых раздевалок и т.п.) и их периодическая переориентация, которая
может служить хорошим средством разрушения негативных установок
дошкольников на посещение ДОУ;
 размещение в фойе ДОУ, групповых раздевалках регулярно сменяемых
экспозиций: творческих работ дошкольников, позволяющих им реализовать свой
творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин
определенного художественного стиля, знакомящего дошкольников с
разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных
событиях, происходящих в ДОУ(проведенных ключевых делах, интересных
экскурсиях, встречах с интересными людьми и т.п.);
 оборудование спортивной и игровых площадок, доступных и приспособленных для
дошкольников разных возрастных категорий, зонирование групповых
помещений, позволяющее разделить пространство группы на зоны активной
деятельности и тихого отдыха;
13








благоустройство групповых помещений, осуществляемое воспитателями вместе с
воспитанниками, позволяющее детям проявить свои фантазию и творческие
способности, создающее повод для длительного общения воспитателя с
воспитанниками вверенной ему группы;
создание и размещение в группах уголка экспериментирования –набора
приспособлений для проведения заинтересованными дошкольниками несложных и
безопасных экспериментов;
событийный дизайн –оформление пространства в соответствии с проведением
конкретных мероприятий (праздников, выставок, собраний и т.п.);
совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой символики ДОУ
и отдельных групп (название, флаг, гимн, эмблема и т.п.), используемой как в
повседневности, так и в торжественные моменты жизни ДОУ;
акцентирование внимания дошкольников посредством элементов предметноразвивающей среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях ДОУ,
традициях, правилах.

4.9. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями дошкольников осуществляется
для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается
согласованием позиций семьи и ДОУ в данном вопросе. Работа с родителями или
законными представителями дошкольников осуществляется в рамках следующих видов и
форм деятельности:
На групповом уровне:
 Родительский совет ДОУ, участвующий в управлении образовательной
организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
 родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных
особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия
родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, родительские клубы,
круглые столы с приглашением специалистов;
 дни открытых дверей, во время которых родители могут посещать занятия и другие
режимные моменты для получения представления о ходе образовательновоспитательного процесса в ДОУ;
 общие родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее
острых проблем образования и воспитания дошкольников;
 консультативный пункт, в рамках деятельности которого родители могут
получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов,
логопедов и других специалистов по вопросам воспитания детей;
 родительские он-лайн форумы, на которых обсуждаются интересующие
родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации
психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне:
 работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных
ситуаций;
 участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с образованием и воспитанием
конкретного ребенка;
 помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общих и групповых
мероприятий воспитательной направленности;
 индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий
педагогов и родителей.
14

4.10.Модуль «Творческие соревнования»
Творческие соревнования позволяют провести воспитательную работу с ребенком сразу
по нескольким направлениям: социально-коммуникативное развитие, умственное и
эстетическое воспитание, вовлечение родителей в процесс воспитания, интеграция
воспитательных усилий. Творческие соревнования способствуют художественно–
эстетическому развитию ребенка, которое предполагает:
 развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений
искусства (словесного, музыкального, изобразительного),
 развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия мира природы;
 становление эстетического отношения к окружающему миру;
 формирование элементарных представлений о видах искусства;
 восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
 стимулирование сопереживанию персонажам художественных произведений;
 реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,
конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Творческие соревнования стимулируют у воспитанников развитие: сенсорных
способностей; чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных
образах свои творческие способности. Творческое соревнование –не просто мероприятие в
стенах детского сада, это продолжение и расширение образовательного процесса, где
развитие получают все участники процесса: ребенок, родитель и педагог. Родитель и
ребенок учатся и приобретают опыт по взаимодействию для достижения общей цели,
реализуя общие задачи. Родитель учится быть терпеливым и вдумчивым. Ребенок
получает первый социальный опыт участия в конкурсном движении, а родитель учится
относиться к соревнованиям серьезно, знакомясь с положениями, условиями и системой
оценки. Творческие соревнования создают условия для приобретения социального опыта
участия ребенка в конкурсном движении и формирование у родителей педагогической
культуры по подготовке и поддержке своего ребенка в участии в конкурсах.
ДОУ проводит творческие соревнования в различных формах, например, конкурсы,
выставки, фестивали. Конкретная форма проведения творческого соревнования
определяется календарным планом воспитательной работы ДОУ. ДОУ помогает
подготовиться семье к успешному участию в конкурсе, консультирует родителей по
созданию условий, мотивации, помогает в подготовке. Педагогам приходится учиться
видеть домашние условия и возможности ребенка, понимать современного родителя и
их трудности, быть терпимыми, и доброжелательными к любому родителю и оказывать
посильную помощь в развитии детей дома. Через весь процесс подготовки, организации
и проведения творческих соревнований педагогический коллектив детского сада решает
для себя важную задачу по воспитанию родителя и преемственности развития ребенка в
семье и детском саду.
4.11.Модуль «Праздники»
Праздники благотворно влияют на развитие психических процессов ребенка: памяти,
внимания; создают прекрасную атмосферу для развития речи ребенка, для
закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его
нравственному воспитанию, развитию социально-коммуникативных навыков. Чтобы
снизить утомляемость детей, нужны частые смены видов деятельности. Для этих целей на
празднике используются игры и представления. Они позволяют детям расслабиться и
подвигаться. Подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на занятиях
по развитию речи и музыке. Малыши разучивают песни, стихи и танцевальные движения
не просто так, а для того, чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям на
детском утреннике, да еще получить за это подарки, которые тоже занимают не последнее
15

место в мотивации ребенка. Таким образом, воспитатель всегда может объяснить
ребенку, для чего проводится то или иное занятие и почему нужно стараться. А когда у
малыша есть конкретный стимул, он и заниматься будет усерднее. Во-вторых, праздник –
это возможность для родителей получить представление о том, какие у ребенка
взаимоотношения с коллективом и с другими детьми. В-третьих, праздник в детском саду
позволяет родителям сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и,
возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома.
Помимо этого педагоги могут оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он
общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован. Педагогический
коллектив вправе не приглашать на праздники родителей воспитанников в группах
раннего возраста, потому что малыши нередко реагируют слезами на появление родителей,
к которым нельзя подойти, и теряют весь интерес к празднику. Во время
эпидемиологических вспышек присутствие родителей тоже, как правило, не
допускается.
ДОУ организует праздники в форме тематических мероприятий, например, праздник
осени, новый год, рождество, мамин праздник, день Победы, а также утренников.
Конкретная форма проведения праздника определяется календарным планом
воспитательной работы ДОУ».
4.12.Модуль «Фольклорные мероприятия»
Фольклорные мероприятия могут пересекаться с праздниками, но существенно отличаются
от остальных воспитательных мероприятий детского сада тем, что направлены на
раскрытие социокультурных ценностей нашего народа, знакомство детей с
отечественными традициями и праздниками, многообразием стран и народов мира, их
обычаями. При проведении фольклорного мероприятия важно продумать его форму и
сценарий. Например, это могут быть «Ярмарка», «Гуляние», «Посиделки». После этого
выстраивается композиция, определяется очередность развития событий, кульминация
мероприятия. Сценарий завершается развязкой. Конкретная форма проведения
фольклорного мероприятия определяется календарным планом воспитательной работы
ДОУ. Педагоги, занятые в организации фольклорного мероприятия должны учитывать
важность поисковых действий и предварительной работы, построенных в каждом случае на
взаимодействии и сотрудничестве взрослых и дошкольников. Например, показ ребенку
истории народной игрушки (игрушки разных народов России, где их изготовляют;
особенности народных деревянных, глиняных, соломенных, тряпичных игрушек и т. д.)
невозможен без посещения музеев, выставок, конкурсов. Дошкольнику не обойтись без
помощи взрослого при рисовании «Информационных карточек», изготовлении игрушек.
В основе фольклорных мероприятий лежит комплексный подход к воспитанию и развитию
дошкольников:
 формирование духовно-нравственных норм и ценностей;
 раскрепощение, снятие эмоционального напряжения;
 социализация, развитие коммуникативных навыков.
В процессе проведения фольклорного мероприятия ребенок участвует в разных видах
деятельности, организованных согласно принципам природосообразности детей: игровой,
музыкальной, театрализованной и коммуникативной.
5.Основные направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ организуемой в ДОУ воспитательной работы проводится с целью выявления
основных проблем воспитания дошкольников и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно заместителем по учебно-воспитательной работе,
воспитателями групп и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью ДОУ. Основными
16

принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в
ДОУ, являются:
 принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и
к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
 принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий
экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных –таких
как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений
между воспитанниками и педагогами;
 принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания,
умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов,
форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
 принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
воспитанников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное
развитие детей –это результат как социального воспитания (в котором детский сад
участвует наряду с семьей и другими социальными институтами), так и стихийной
социализации и саморазвития детей.
Направления анализа зависят от анализируемых объектов. Основными объектами анализа
организуемого в ДОУ воспитательного процесса являются:
1.Результаты воспитания, социализации и саморазвития дошкольников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития воспитанника каждой группы. Осуществляется
анализ воспитателями совместно с заместителем по учебно-воспитательной работе
последующим обсуждением его результатов на заседании педагогического
совета ДОУ. Способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития воспитанников является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде
существовавшие проблемы личностного развития воспитанников удалось
решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему;
какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать
педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в ДОУ совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в
детском саду событийно насыщенной, комфортной и личностно развивающей
совместной деятельности детей и взрослых. Способами получения информации о
состоянии организуемой в детском саду совместной деятельности детей и взрослых
могут быть беседы с воспитанниками и их родителями, педагогами, при
необходимости –их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на
заседании педагогического совета ДОУ. Внимание при этом сосредотачивается на
вопросах, связанных с качеством:
проводимых общих для ДОУмероприятий;
 совместной деятельности воспитателей и воспитанников;
 организуемой в школе кружковой деятельности;
 реализации личностно развивающего потенциала организованной
образовательной деятельности;
 работы медиа ДОУ;
 работой с одарёнными детьми;
 проводимых экскурсий, походов;
 организации предметно-развивающей среды ДОУ;
 организации творческих соревнований, праздников и фольклорных
17

мероприятий;
 взаимодействия ДОУ и семей воспитанников.
3. Воспитательная деятельность педагогов.
Ежегодно проводится анализ подходов к выявлению компонентов
профессиональной компетентности педагогов в области воспитания; новых
форм работы в профессиональной деятельности. Осуществляется оценка
деятельности педагога, выполняющего воспитательную функцию и оценка
эффективности его работы в этом качестве. Эффективность деятельности
определяется соотношением поставленных целей и реально достигнутых
результатов деятельности педагогов. Под результатами процесса, в свою
очередь, понимаются те изменения, которые произошли с участниками
педагогического процесса и в отношениях между ними.
Критерии показателей оценки деятельности педагогов:
профессиональная компетентность;
общественная активность;
личностные качества педагога, приобретающие приоритетное значение в рамках
его профессиональной деятельности. Для каждого показателя эффективности
деятельности установлены индикаторы и предложена методика их оценки.
4. Управление воспитательным процессом в ДОУ
Управление воспитательным процессом состоит из последовательности
взаимосвязанных действий:
 анализ воспитательной деятельности;
 целеполагание и планирование;
 организационная деятельность;
 контроль и регулирование.
Важное место в управлении воспитательным процессом отводится управлению
результатами проведенных воспитательных мероприятий, дел и событий. Эта работа
является поэтапной и реализуется по следующим направлениям:
 принятие управленческих решений;
 диагностирование итогов воспитательной деятельности с применением
апробированных методик;
 определение проблем и затруднений в воспитательном процессе, а также способов
коррекции воспитательной работы, ориентированной на результат, достижение
качественного воспитательного процесса ДОУ;
 составление плана проведения воспитательных дел, исходя из внесенных поправок в
воспитательный процесс и, ориентированных на достижение новых целей и задач
качественного воспитательного процесса;
 выбор технологии воспитания, имеющей наибольший потенциал достижения
воспитательных целей и задач;
 использование новой технологии в воспитательной деятельности и инструментария,
позволяющего продуктивно воздействовать на итоги воспитательной работы, на
воспитание дошкольников.
5. Ресурсное обеспечение воспитательного процесса в ДОУ.
В ДОУ созданы необходимые условия для организации воспитательной деятельности,
проведения досуговых мероприятий, спортивных соревнований, мероприятий для всех
участников воспитательного процесса. Спортивная база достаточно обеспечена
необходимым инвентарём для организации и проведения занятий по лёгкой атлетике,
детскому фитнесу, спортивным играм. На Для проведения различного рода мероприятий
активно используется музыкально-спортивный зал. В соответствии с современными
требованиями к организации учебно-воспитательного процесса в ДОУ имеется
подключение к сети Интернет, есть электронная почта и сайт ДОУ. Уголки
экспериментирования в группах обеспечены необходимым оборудованием, которое
18

находит своё применение не только в ходе основной образовательной деятельности, но и
самостоятельной деятельности дошкольников. Значительную роль в воспитательном
процессе играет библиотека. В каждой группе оборудованы стеллажи с постоянно
обновляемыми тематическими выставками книг. Во всех группах, а так же в музыкальноспортивном зале имеются интерактивные панели, проекторы и экраны, телевизоры,
которые позволяют не только использовать интерактивную составляющую при
проведении образовательной деятельности, но и проводить системно работу по пропаганде
ПДД, ЗОЖ, краеведческой и информационной работе, рассказывать о событиях ДОУ. Не
смотря на то, что ДОУ имеет достаточную материально-техническую базу, основной
проблемой является нехватка помещений для оборудования отдельных рабочих зон
различной направленности. Развитие в ДОУ кружковой работы «Робототехника»,
«Говоруша») выявило ограниченность необходимого художественного и музыкальнотехнического оснащения. Итогом самоанализа организуемой воспитательной работы в
ДОУ будет являться перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать
педагогическому коллективу.
Приложение 1.
Календарный план воспитательной работы на_________учебный год.
Дела (мероприятия)

19

МОДУЛЬ (название)
Участники
Срок проведения

Ответственные


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».